Ваш регион
28 апреля
  • USD 82,65
  • EURO 94,36
  • CNY 11,35

Некоторые автомобили могут подорожать в России с 1 мая

Некоторые автомобили могут подорожать в России с 1 мая
Правительство меняет правила расчета утильсбора для борьбы с «серыми» схемами растаможки
28 апреля, 10:19
Текст:
Фото: Мария Васильева/ЯСИА

С 1 мая кабмин планирует скорректировать порядок начисления утильсбора для автомобилей, импортируемых из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это коснется только юридических лиц и тех, кто занимается перепродажей машин. Люди, которые ввозят авто для личного пользования и эксплуатируют их не менее года, будут платить утильсбор по-старому. Эксперты отмечают, что нововведение спровоцирует повышение цен на автомобили на 20 процентов и особенно скажется на европейских премиум-марках — BMW, AUDI, Lamborghini и других. «Парламентская газета» рассказала, какие последствия ожидают рынок.

Формула расчета

Утилизационный сбор — это платеж, который покрывает расходы на утилизацию машины после завершения срока ее службы. Его оплачивает либо автопроизводитель, либо взимают во время таможенного оформления транспортного средства.

В России порядок уплаты утильсбора регулирует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», принятый 24 июня 1998 года. А вот правила его исчисления менялись несколько раз, последнее постановление Правительства датировано октябрем 2024 года.

В этот раз кабмин скорректировал систему расчета утилизационного сбора для автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС. Соответствующее постановление подготовлено и должно вступить в силу 1 мая.

Если раньше сумма платежа зависела от цены покупки в стране ввоза, то теперь она будет привязана к средней рыночной стоимости аналогичных машин в России. Для этого сформирован перечень марок с усредненными ценами на них в зависимости от даты производства (до трех лет, от трех до пяти лет, свыше пяти лет), который ежеквартально должен публиковать Минпромторг.

Утильсбор будут рассчитывать по такой формуле: базовая ставка коммерческого утильсбора плюс разница между ценой машины в ЕАЭС и в Перечне Минпромторга, умноженная на коэффициент 0,5.

Например, если в России, по данным Минпромторга, авто с двигателем до двух литров стоит пять миллионов рублей, а в стране ЕАЭС — три миллиона рублей, то за него придется доплатить 1 667 400 рублей: 667 400 рублей базовой ставки утильсбора плюс разницу в цене по формуле: (5 000 000 — 3 000 000) х 0,5.

Если транспортного средства нет в перечне (а это в основном редкие или премиальные модели, чаще всего гибридные или электрические), то сумма утильсбора вырастет в три раза.

Кроме того, при растаможке необходимо предоставить полный пакет документов, подтверждающих фактические затраты. Если этого не сделать, то размер утильсбора будет максимальным.

Для личных нужд

Нововведение касается только юридических лиц и тех, кто ввозит машины для последующей продажи, и не распространяется на россиян, пригоняющих авто из «братских республик» для личных нужд.

Для них сбор останется прежним: 3,4 тысячи рублей на новые автомобили с двигателем до трех литров и 5,2 тысячи рублей — на машины старше трех лет.

Но есть важное условие — в течение года их нельзя продавать, в противном случае платить придется по коммерческому тарифу.

«Европейцы» подорожают на миллионы
Повышение утильсбора повлечет за собой рост цен на машины, сказал «Парламентской газете» председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин.

«Автомобильный рынок и без того переживает не самые лучшие времена, а теперь будет еще хуже. Еще больше упадет спрос на автомобили, будет труднее их продавать. Понятно, что у государства есть проблемы с бюджетом, но решаются они все время каким-то однотипным путем, в этот раз это попытка сделать за счет автомобилистов», — прокомментировал Похмелкин.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин прогнозирует рост цен на европейские марки, особенно в премиальном и люксовом сегменте, такие как BMW, AUDI или Lamborghini Aventador.

«Массовые автомобили, которые поставляют китайцы, в результате этого решения не подорожают, потому что их это не затрагивает. Это затрагивает исключительно европейские модели, которые приезжают через Белоруссию в целях оптимизации. Соответственно, к их стоимости можно будет смело добавлять от 1,2 миллиона до 3 миллионов рублей», — сказал Шапарин нашему изданию.

С ним солидарен автоэксперт, управляющий партнер компании «Арманд» Александр Зиновьев. Он считает, что в среднем цена машин, ввозимых из государств — членов Евразийского союза, увеличится процентов на 20.

«Плюс-минус. Сейчас нельзя назвать точные цифры, поскольку на сто процентов никто не понимает, как скажутся все эти изменения. Еще зависит от автомобиля, и чем он дороже, тем больше увеличится его стоимость», — подчеркнул эксперт.

Борьба с «серыми» схемами

Опрошенные нашим изданием эксперты отмечают, что новые правила ввели для того, чтобы перекрыть «серые» схемы импорта автомобилей через Казахстан, Киргизию и Белоруссию. Из-за различий в порядке начисления таможенных платежей в этих странах, а также занижения таможенной стоимости транспортных средств и действующих льготных программ в Республике Беларусь цена пригоняемых  машин была очень привлекательной по сравнению с ввезенными в Россию с соблюдением всех процедур. Предполагается, что повышенные ставки утильсбора вынудят «серых» перекупщиков уйти с рынка.

«Правительство хочет максимально исключить возможность как для юридических, так и физических лиц искать какие-то обходные пути для того, чтобы оптимизировать таможенные расходы на ввозимые автомобили. Соответственно, правила ввоза для физлиц по льготной ставке с лимитом один автомобиль в год остается, но это как-то будет более досконально проверяться. А все остальные схемы хотят убрать и привести к единому расчету таможенной пошлины», — пояснил Александр Зиновьев.

В Белоруссии действует ежегодная скидка 50 процентов на машины для льготных категорий граждан, у которых их перекупают предприимчивые перегонщики. Антон Шапарин рассказал, что через эту страну по такой схеме шел довольно большой поток машин. Ряд шагов, предпринятых обоими соседями, позволил его существенно снизить, но не полностью ликвидировать.

«Нынешнее решение просто умножает белорусский поток на ноль. Единственным возможным вариантом будет только получать вид на жительство в Белоруссии, ставить автомобиль на учет там, год ездить на белорусских номерах тут и только потом перерегистрировать автомобиль на себя. Понятно, что он неприемлем для абсолютного большинства людей», — подытожил эксперт.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
+1
0
+1
0
Все новости
25 апреля
24 апреля
23 апреля
Далее
28 апреля