С 1 января 2025 года в России запускается эксперимент по онлайн-продаже субсидированных авиабилетов. Что это такое, кто может приобрести такие билеты и как это сделать, рассказали ТАСС.
Что такое субсидированные авиабилеты?
Это билеты на самолет, которые продаются пассажирам по специальному тарифу. Но в отличие от распродажных акций самих авиаперевозчиков, за данным проектом стоит государство. Оно компенсирует авиакомпаниям разницу между розничной и реальной стоимостью билетов. Принцип тот же, что и у программ льготной ипотеки. Программа субсидированных авиаперевозок реализуется в России более 10 лет. «Программы нацелены на транспортную мобильность и подвижность населения, и это не столько туристические цели, сколько социальный аспект», — говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.
Куда можно купить субсидированные авиабилеты?
Субсидированные тарифы рассчитаны на внутренние рейсы, ими пользуются около 5 млн человек.
Список направлений можно узнать на сайте Росавиации, его каждый год утверждает правительство. В 2024 году по программе было доступно около 300 направлений в 48 российских регионах, в продажу поступило 3,4 млн билетов.
Какие авиакомпании продают субсидированные авиабилеты?
По программе субсидированных перелетов работают авиакомпании, которые прошли конкурсный отбор. Некоторые перевозчики уже объявили о начале продажи субсидируемых билетов на 2025 год. Кроме того, губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных заявил, что жители региона уже могут покупать субсидированные билеты на первые месяцы 2025 года, в том числе в Москву, Санкт-Петербург и обратно. По словам губернатора, приобрести их можно у авиакомпаний «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии», а в ближайшее время к ним присоединятся Nordwind Airlines, «Смартавиа», «Сибирь». Всего предусмотрели 61 645 билетов, «но это не конечная цифра».
Кто может приобрести субсидированные билеты?
Некоторая часть субсидированных билетов доступна всем жителям России. Но, как напоминает Дмитрий Горин, их выделяется лимитированное количество. Поэтому такие билеты раскупаются очень быстро.
Другая часть билетов со скидкой доступна только льготникам. «Одна из программ субсидированных авиаперевозок ориентирована на предоставление права приобретения авиабилетов по льготным тарифам для определенной группы граждан», — говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. К льготным категориям относятся:
- молодые люди до 23 лет;
- пенсионеры: женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет;
- взрослые с инвалидностью I группы и сопровождающие;
- люди, которым присвоили категорию «инвалид с детства» II или III группы;
- дети с инвалидностью и их сопровождающие;
- многодетные семьи;
- люди, зарегистрированные по месту жительства на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО). Им доступны билеты со скидкой по 21 маршруту, в течение года можно купить четыре билета;
жители с постоянной регистрацией в Калининградской области и студенты очной формы обучения в вузах данного региона. Для них действует шесть маршрутов из Калининграда и возможность купить четыре билета в течение года; - дети до 18 лет с путевкой в детский центр «Океан» во Владивостоке.
В чем тогда суть эксперимента?
Сейчас продажа льготных билетов через сайты авиакомпаний доступна не всем льготникам. Большинству приходится покупать их в кассах или офисах. При оформлении билетов необходимо предъявить документ, подтверждающий льготу.
Для жителей ДФО и Калининградской области требуется отметка в паспорте о постоянной регистрации. Пассажиры с инвалидностью должны показать справку, а многодетные семьи — удостоверение или другой документ. «Следовательно, для того, чтобы продать такой билет гражданину, нужно, чтобы он подтвердил свое право на льготы, предоставив подтверждающие документы, — говорит Олег Пантелеев. — Ранее пассажир мог взять необходимые документы и предъявить их в кассе, где кассир оформлял перевозочные документы. Естественно, что необходимость физического посещения пункта продаж авиабилетов было некомфортным решением для потребителей. В связи с этим возникла потребность в создании специального ИТ-решения, которое позволит проверять запросы граждан о приобретении льготных билетов в формате онлайн, без посещения офисов продаж».
По словам эксперта, речь не идет о создании новой полномасштабной цифровой платформы, которая будет хранить данные о пассажирах. Но это и не простой шлюз между разными системами, так как посередине находится алгоритм принятия решения — удовлетворить ли запрос на продажу билета по льготному тарифу или его отклонить.
Разве авиакомпании не могут сами определять льготников?
Конечно, каждый перевозчик может создать свое собственное решение, которое будет проверять, имеет ли право пассажир на льготный авиабилет, говорят эксперты. Однако наличие централизованного решения позволяет воспользоваться таким удобным сервисом клиентам любой авиакомпании, осуществляющей полеты по субсидируемым направлениям.
«Развитие технологии подтверждения статуса на субсидию поможет пассажирам не стоять в очередях в кассу, — поясняет Дмитрий Горин. — Самое главное — подтверждение своего статуса через государственную информационную систему. Мы надеемся, что в этом будет помогать ресурс «Госуслуги», имея всю актуальную информацию. Авиакомпании уже сейчас взаимодействуют с информационными ресурсами и системами бронирования. Но этот эксперимент поможет в дальнейшем купить билет в разы дешевле, чем тариф авиакомпании».
Сколько продлится эксперимент?
С 1 января по 1 июля 2025 года. Если результаты эксперимента признают успешными — система продолжит работать и дальше.