Правительство одобрило идею ввести сбор на строительство и реконструкцию аэропортов, который будет взиматься с авиакомпаний. Соответствующий документ есть в распоряжении ТАСС.
Предложения оформлены в качестве поправок к законопроекту, уже прошедшему первое чтение в Госдуме. «Одобрить проект поправок на заседании комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности», — говорится в документе.
Согласно поправкам, Воздушный кодекс РФ может быть дополнен новой статьей: «Сбор на строительство и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры воздушного транспорта».
Взимать деньги будут в конкретных аэропортах, список которых должно определить правительство. Для этих целей аэропорты объединят по группам — на основании их заявлений и решения кабмина. Средства, полученные от сбора внутри одной группы, пойдут на строительство и реконструкцию аэропортов в этой же группе. «Инфраструктурный сбор взимается с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки», — указано в статье, которой планируется дополнить законопроект.
Правительство также установит, в каком порядке сбор будет формироваться, взиматься, аккумулироваться и использоваться, как будут составляться аэропортовые группы, на какие объекты будет разрешено тратить средства. В описанные группы не войдут аэропорты, с которыми до дня вступления закона в силу заключены концессионные соглашения о строительстве и/или реконструкции объектов инфраструктуры. Пока планируется, что нормы заработают с 1 сентября (в случае принятия закона).
Без доплат от пассажиров
В 2024 году в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поручил за шесть лет модернизировать не менее 75 аэропортов. Однако, отмечали в Минтрансе, бюджетных средств для этого недостаточно — требуется привлечь частные инвестиции.
Один из способов — заключение концессионного соглашения с частным инвестором, который организует строительство или реконструкцию, а также дальнейшую эксплуатацию. В модели концессионных соглашений этап эксплуатации нужен для того, чтобы возместить частные инвестиции и обслужить займы, привлекаемые концессионером. И сделать это можно, например, за счет сбора с пользователей — в данном случае авиакомпаний.
Власти намерены организовать все так, чтобы плата для авиакомпаний не выросла излишне и не привела к удорожанию билетов. Практика уже опробована в Шереметьево — теперь ее планируется расширить. Если сбор заработает, он будет взиматься и с российских, и с иностранных перевозчиков. «Строгий контроль за размером сбора и распределением средств этого фонда будет возложен на органы власти», — поясняли в Минтрансе.
В конечном итоге, ожидает министерство, введение сбора позволит расширить программу модернизации аэропортов до 2030 года, а значит сделает перелеты более безопасными и комфортными.