Поисковики Русского географического общества при поддержке Минобороны РФ подняли со дна озера Витаминное в Южно-Камчатском федеральном заказнике истребитель P-63 Kingcobra времен Второй мировой войны. Самолет, поставленный СССР американцами по программе ленд-лиза, потерпел крушение в 1945 году. Об этом сообщили в пресс-службе Кроноцкого государственного заповедника.
Южно-Камчатский федеральный заказник хранит не только богатую природу, но и значительное историческое наследие. Государственные инспекторы во время патрулирования изучили места падений и экстренных посадок самолетов, связанных с деятельностью советских пилотов и их союзников из США. Работа велась в тесном сотрудничестве с краеведами, историками и местными жителями, знакомыми с особенностями региона.

«Очень важно, что работы проходили без ущерба природным комплексам. Мы благодарны всем структурам, задействованным в поисковой операции за внимание и уважение к нашей истории и бережное отношение к природе», – отметил Всеволод Яковлев, исполняющий обязанности директора Кроноцкого заповедника.
История самолета
Истребитель P-63 Kingcobra рухнул в озеро Витаминное в 1945 году после завершения Курильской десантной операции, ознаменовавшей окончание Второй мировой войны. В 2024 году было установлено имя пилота боевой машины. Им оказался лейтенант Зинедин Мустафаев.
16 октября 1945 года около девяти часов утра летчик выполнял тренировочные упражнения по технике пилотирования на высоте 3000–3500 метров. Во время выполнения боевого разворота с переворотом через спину и переходом в вираж он оказался в положении «на спине», где потерял контроль над самолетом, сорвался в штопор и вывел его из пикирования на высоте 300–400 метров. После этих маневров пилот, предположительно, потерял сознание.
Позже обследование показало, что хвостовая часть истребителя была отломлена, винт закручен, а кабина сохранилась, хотя частично была покрыта илом.

«Одна из задач РГО – сохранение и восстановление исторической памяти. Экспедиция на Камчатку, посвященная подъему американского самолета, которым управлял советский летчик – напоминание о союзнических отношениях СССР и США в годы Второй мировой. Ленд-лиз – яркий пример взаимодействия наших стран. Со времен нашей экспедиции «Алсиб» мы предметно занимаемся реконструкцией этой страницы истории, и самое важное для нас – восстановление имен членов экипажа», – говорит Сергей Корлыханов, первый заместитель исполнительного директора Русского географического общества.

Поисковые работы
С 2021 года Минобороны РФ совместно с Русским географическим обществом организует экспедиции на Камчатке, посвященные исследованию мест падений американских самолетов времен Второй мировой войны, когда США вели боевые действия против Японии. За это время поисковики обнаружили и частично идентифицировали пять самолетов: «Либерейтор», «Вентура», «Митчелл» и «Бостон».
«Работы приурочены к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и ко Дню окончания Второй мировой войны. Поставки по легендарной трассе «Аляска – Сибирь» стали важной артерией жизни для Красной Армии. Сегодня Экспедиционный центр Минобороны и РГО восстанавливают историческую память, чтобы сохранить подлинные свидетельства о наших победах для будущих поколений», – подчеркнул Евгений Бинюков, руководитель Экспедиционного центра Минобороны России.
