Те, кто хоть раз смог проехать по Амурскому мосту, скорее всего, поразятся монументальностью конструкции и при этом лаконичностью архитектуры данного строения. Недалеко от него расположен музей истории Амурского моста — бревенчатое здание в стиле ретро-вокзала, на фоне которого виднеется главный экспонат музея — уникальный, сохранённый целиком образец фермы конструкции профессора Лавра Проскурякова, получивший Гран-При – Большую золотую медаль Всемирной выставки технических достижений в Париже. Такую же имеет Эйфелева башня. Но обо всём по порядку.
Мост берёт своё начало в 1913 году, когда по проекту Лавра Проскурякова состоялась первая закладка. Металлические фермы для моста изготавливались в Варшаве, затем в разобранном виде доставлялись в Одессу, оттуда морским путём во Владивосток, где их перегружали на железнодорожные платформы и везли в Хабаровск. Сборка восемнадцати ферм происходила на месте.
Сдать мост в срок помешала Первая мировая война, куда были мобилизованы опытные рабочие.
Спустя три года, в 1916 году, мост был открыт для постоянного движения. Кроме того, сдача Алексеевского моста (в честь цесаревича Алексея Николаевича) означала завершение строительства Транссибирской магистрали на территории Российской империи.
С тех пор движение по мосту не прекращалось — хотелось бы сказать, но в 1920 году два металлических пролёта были взорваны отступавшими из Хабаровска партизанскими частями во время провокационного выступления японских военных во время Гражданской войны. В результате Транссибирская магистраль была разорвана на 5 лет. Сквозное движение вновь было открыто после ремонта в 1925 года. Но только в 1992 году были начаты масштабные работы по его реконструкции. Металлолом от старых пролётов был продан, а на полученные средства возводился новый мост. Тем не менее, денег на реконструкцию всё равно не хватало. Поэтому окончательно строительство Амурского моста завершилось в 2009 году. Его длина составляет почти 2600 м, высота — 64 м.
Музей истории Амурского моста открылся для посетителей в 2010 году. Сегодня там можно увидеть ферму Проскурякова; паровоз серии Еа, который выпускался американцами по советским эскизам и поставлялся по ленд-лизу; макет железобетонной эстакады Амурского моста образца 1916 года, а также другой старинный железнодорожный транспорт, который уже нельзя увидеть в обыденной жизни. Также посетить музей стоит, чтобы как минимум насладиться видом на Амур, вдохнуть речной воздух и сделать памятную фотографию с пятитысячной купюрой, на которой изображён Хабаровский мост.