
«Бок мани падыра». Эту фразу я помню с детства. Родственники и просто соседи произносили с искренностью, как заклинание, в дни рождения или больших торжеств. Пожелание большого счастья в жизни, связанного со здоровьем и долголетием, являлось отражением земных надежд корейцев с древнейших времён. И воплощением счастья и здоровья стали 10 символов долголетия сипчансэн», — пишет telegram-канал Сахалинские корейцы.
Символизм сипчансэн берёт начало в древних первобытных верованиях корейцев, коренящихся в шаманизме, связанном с магическим культом природы, основанный на представлениях о магической взаимосвязи людей и животных и растений. Безусловное влияние оказало и конфуцианство, связанное с понятиями судьбы и долголетия (сосна), и даосизм (черепаха, журавль, олень и пуллочо). Наши предки «собирали» природные объекты по определённым критериям. Это вечные образы (солнце, облака, горы, воды), неизменяемые (сосна, бамбук), одухотворённые (черепаха, журавли, олени, гриб бессмертия пуллочо). Изображения всех 10 символов в одной композиции составляли лишь один из вариантов живописи чансэн-до. Нередко к перечисленным выше символам долголетия добавлялись «райские персики», крупные карпы.



Символика 10 символов долголетия использовалась корейцами издревле и повсеместно: в женских украшениях, в оформлении жилых домов, дворцов и храмов, в украшении оружия, одежды, в проведении ритуалов. Неудивительно, что сахалинские корейцы, отмечая хвангап, создавали руками самодеятельных художников праздничные панно с изображением сипчансэн, сохраняя традиции народной живописи минхва.
В народной живописи минхва, незатейливой по сюжету и исполнению, символы долголетия с образами тигра, дракона, цветов и птиц несли не только пожелание счастья и благоденствия, но и призваны были защитить дом от злых духов. Эти народные картины несли настроение оптимизма и надежды на лучшую долю.
Символику сипчансэн встречаем и на символе королевской власти в Чосоне ширме ирволь обон пён. Непременный атрибут тронного зала во дворце короля с изображением пяти горных вершин и воды, солнца и луны, красных сосен, на фоне которого восседал ван, являлся образом мира, замыкая триаду Земля – Небо – Человек. Эта гармония была залогом процветания государства.
Фотография хвангап Ким Мен Су. 1985. Корсаков. Из частного архива; Сипчансэн – десять символов долголетия. КНДР. 2013. Из коллекции Сахалинского областного художественного музея. КП- 9841; Ким Сун Нам. Республика Корея. Пояс тольти к годовщине ребёнка. 2007. Из коллекции Сахалинского областного художественного музея. КП-8466; Народная картина минхва. Источник: Территория земных надежд. Каталог выставки. 2018; Королевская ширма ирволь обон пён Корея. Период Чосон. Источник: Симбирцева Т.М. Владыки старой Кореи. М., 2012